Елена Копылец,
заместитель заведующего по основной деятельности
Лариса Гриневич,
воспитатель дошкольного образования
ГУО "Специальный ясли-сад №3 г.Волковыска"
Развитие двигательной активности у детей
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
посредством использования различных форм по физическому воспитанию
Одним из основных факторов оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, особенно детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (далее - НФОДА).
Физическое воспитание детей с НФОДА отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с НФОДА требует разработки особых методов и приёмов физического воспитания, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая специфику заболевания.
Из общего количества воспитанников специального яслей-сада № 3 г. Волковыска (далее – учреждение образования) 70% имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата. К сожалению, в связи с нарушениями дети лишены возможности самостоятельно передвигаться, многие, казалось бы, простые двигательные действия, им недоступны. Вместе с тем, движение – жизненно необходимая потребность ребёнка с НФОДА, средство умственного, эмоционального, психического развития и задача специалистов учреждения образования обеспечить детям возможность двигаться и развиваться.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности учреждения образования является коррекционная работа, направленная на развитие двигательной активности воспитанников с НФОДА, совершенствование физических и психических функций организма, создание при помощи коррекционных физических упражнений и специального двигательного режима предпосылок для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, интеграции в обществе.
Коррекционная работа в данном направлении осуществляется посредством использования различных форм работы по физическому воспитанию, в тесном взаимодействии с медицинскими работниками. Медицинское сопровождение в учреждении образования осуществляют: врач-ортопед, врач-терапевт, старшая медицинская сестра, медсестра по массажу, инструктор лечебной физкультуры (далее – инструктор ЛФК). Сочетание коррекционно-педагогической работы с восстановительными процедурами (массаж, лечебная физкультура, ортопедическая помощь) является важным условием комплексного воздействия на воспитанников с НФОДА.
Одной из основных форм работы по развитию двигательной активности является занятие по образовательной области «Физическая культура», в соответствии с образовательной программой специального образования на уровне дошкольного образования и учебным планом специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с использованием коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Для того, чтобы занятие проходило эффективно, необходимо выполнение программных требований, обеспечение безопасности воспитанников, слаженные действия инструктора ЛФК, воспитателя дошкольного образования, учителя-дефектолога.
На начальных этапах занятия по физической культуре с детьми с НФОДА предусматривается щадящий режим двигательных нагрузок. Он подразумевает, прежде всего, ограничение или исключение упражнений, выполняющихся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статистическими нагрузками. В дальнейшем по согласованию с медицинским персоналом подбираются комплексы, в которых упражнения усложняются для того, чтобы дети постепенно включались в общий двигательный режим.
Хочется отметить, что воспитатель дошкольного образования как никто другой знает психологические особенности каждого ребенка своей группы, ему известны приемы, с помощью которых можно сберечь нервную систему ребенка от перевозбуждения, успокоить, вселить уверенность в своих силах. Еще до начала занятия воспитатель дошкольного образования следит за самочувствием детей, информирует инструктора ЛФК о физическом состоянии воспитанников, о том, кто из детей пришел после болезни. Во время занятия, воспитатель дошкольного образования вместе с инструктором ЛФК контролирует самочувствие детей, определяет первые признаки переутомления, следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку, используя сопряжённые и пассивно-активные движения, соблюдает безопасность при выполнении упражнений, страхует детей.
Задача инструктора ЛФК и воспитателя дошкольного образования вызвать у детей мотивацию к двигательным действиям и превратить занятие по физической культуре в увлекательную игру с сюрпризным моментом, речевым сопровождением двигательных актов, с использованием стихов, потешек, различных видов образности, яркой атрибутики (Приложение 1).
На занятиях по лечебной физкультуре инструктор ЛФК использует индивидуальные комплексы, разработанные для каждого воспитанника в соответствии с физическими возможностями, физической подготовленностью и с учетом рекомендаций врача-ортопеда и врача-терапевта. В рамках занятия по ЛФК знакомит детей с новым двигательным действием: показывает, как правильно выполнить движение, объясняет все элементы, обращает внимание на положение головы, осанку, постановку стопы. Затем выполняет упражнение совместно с ребёнком, контролируя его движения. (Приложение 2).
Развитие двигательной активности у детей с НФОДА осуществляется и на коррекционных занятиях учителей-дефектологов. Учитель-дефектолог использует дыхательную, артикуляционную, пальчиковую и зрительную гимнастики. Данные виды гимнастик, направленны на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, способствуют выработке правильных полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, развитию и совершенствованию ручной моторики, увеличению работоспособности зрительной системы, улучшению нервно-психического состояния. Неоценима роль и физкультминуток для развития быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.
Наряду с вышеназванными формами работы по развитию двигательной активности детей с НФОДА немаловажное значение имеют физкультурно-оздоровительные мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг и физкультурный праздник, совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия учреждения образования и семьи. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке учреждения образования (Приложение 3).
Для совершенствования навыков, полученных на занятиях по физической культуре, лечебной физкультуре, воспитатель дошкольного образования и учитель-дефектолог создают в группе и на физкультурной площадке развивающую двигательную среду, учитывая индивидуальные особенности детей и их интересы, организуют индивидуально-коррекционную работу с воспитанниками, отстающими в усвоении программного материала.
Этому содействует и эффективное использование предметно-средовых ресурсов учреждения образования, что обеспечивает оптимальную продолжительность их применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности и направленно на овладение детьми с НФОДА различными физкультурными упражнениями, развитие их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Применение специального оборудования и вспомогательных приспособлений подкрепляет усилия педагогов и специалистов. Благодаря этим средствам повышается эффективность коррекционной работы при выполнении любых двигательных действий, необходимых в повседневной жизни.
Используя в работе с ребенком с НФОДА специальное оборудование и вспомогательные приспособления, мы способствуем достижению трех целей.
Ребенок должен чувствовать себя хорошо. Мы учитываем состояние его в конкретный момент времени. Самый главный в этот момент «поражающий фактор» должен быть выявлен и, по мере возможности, устранен или ослаблен. Если мы создали базис, на основе которого ребенок может изменяться, чувствует себя лучше и готов проявлять самостоятельную активность, то вместе с ним можем постараться сделать следующий шаг.
Границы возможностей должны расширяться. Наша цель - стимуляция двигательных способностей и максимально возможная двигательная самостоятельность ребенка.
Ухудшение состояния необходимо предотвратить. Учитывая серьезность ограничений, которые нарушения развития накладывают на ребенка, ставить себе такую цель можно лишь условно. Специальное оборудование и вспомогательные приспособления подбираются индивидуально и обсуждаются с семьей.
В учреждении образования созданы специальные условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НФОДА в здание и помещения, их пребывания, обучения и воспитания: пандусы, поручни вдоль основного здания и вдоль дорожек на территории учреждения образования, на теневых навесах игровых участков, у стен коридоров. Поручни установлены и у оборудования санитарных комнат (Приложение 4).
Педагогическими работниками используются вспомогательные приспособления для придания телу ребенка с НФОДА правильного положения: мягкие прямоугольные подушки; клин (пеноматериал обтянут кожзаменителем) применяется для увеличения самостоятельной двигательной активности; вертикализатор (стендер) – облегчает контроль за положением головы, т.к. при ограничении патологических двигательных образцов становится возможным выпрямление тела по вертикали и облегчаются изолированные движения головой. Для поддержания позы сидя используются специальные кресла или стулья, которые подавляют патологические двигательные образцы, дают возможность избежать асимметрии, способствуют улучшению социальной интеграции (Приложение 5).
Необходимо отметить важность использования предметно-средовых ресурсов в образовательном процессе. В соответствии с учебным планом специального дошкольного учреждения в группе для детей с НФОДА проводятся коррекционные занятия по развитию двигательной мобильности, которая включает упражнения на: координацию движений, ориентировку в пространстве, сенсорную интеграцию для стимуляции работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.
Особое внимание уделяется двигательным навыкам, которые необходимы в жизни: ходьба, предметно-практическая деятельность, самообслуживание. Формирование движений производится в строго определённой последовательности, а именно: голова; руки; руки – туловище; руки – туловище – ноги; ноги и совместные двигательные действия.
Упражнения на удержание головы. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик, а также используется модуль «клин». Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперёд-назад. Раскачивание на мяче развивает не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия.
Для закрепления умения ходить - ходьба по лежащей на полу дорожке; с использованием тренажёров, ходунков, которые способствуют передвижению без посторонней помощи, а также для сохранения равновесия во время стояния или при ходьбе. Кроме закрепления умения проходить по прямой дорожке, по доске, лежащей на полу и т.д., хорошо использовать батут, балансиры.
При работе с детьми с НФОДА используются утяжелители. В сухом бассейне с помощью оказываемого массажного эффекта достигается расслабление мышц всего тела.
Гимнастическая стенка используется для равновесия, координации движений, для формирования умения самостоятельно стоять, а также для выполнения различных упражнений.
Надворное игровое оборудование на участке учреждения образования также способствует развитию двигательной активности воспитанников с НФОДА. Манеж-домик с двумя входами-пандусами для детей с НФОДА, песочница на высоких стойках, которая даёт возможность играть с водой и песком ребёнку в инвалидной коляске (Приложение 6).
Использование в учреждении образования и дома вспомогательных средств и приспособлений даёт ребёнку с НФОДА возможность приобретать новый сенсомоторный опыт, самостоятельность, и тем самым создаёт предпосылки для дальнейшего двигательного развития.
Подобная организация коррекционной работы по физическому воспитанию помогает осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, а также проводить контроль качества движений детей с НФОДА с учётом их возможностей, что, в итоге, обеспечивает каждому ребёнку ситуацию успеха.
Развитие двигательной активности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством использования различных форм по физическому воспитанию в нашем учреждении образования обеспечивает динамику в физическом развитии детей с НФОДА, повышает функциональные возможности ведущих систем их организма, способствует устойчивости к острым респираторным инфекциям и простудным заболеваниям.
ЛИТЕРАТУРА
- Григорьева, Н. В. Игровые занятия и физические упражнения по развитию движений детей первой младшей группы. / Н. В. Григорьева, С. Н. Карелина. – Минск: Зорны верасок, 2016. – 94с.
- Косяк, Л.С. Физическое воспитание детей раннего возраста с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие для инструкторов-методистов по физ. реабилитации центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Л. С. Косяк. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 208 с. : ил.
- Миненкова, И.Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы : учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова, В.В. Радыгина, Е.А. Якубовская. – 2-е изд., испр. – Минск: БГПУ, 2014. – 212 с.
- Новицкий, П.И. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования / П.И.Новицкий. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 168 с. : ил.
- Программа для детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: программа для специальных учреждений образования, - Нац. ин-т образования, 2010. – 93 с.
- Программа коррекционных занятий «Развитие двигательной мобильности». – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.