Развитие координации движений у детей с особенностями психофизического развития
через двигательную активность
Жаворонок Ю.В.
инструктор лечебной физкультуры
Умение ориентироваться в пространстве, координировать свои движения у детей с ОПФР способствует налаживанию нервно-мышечных связей, движений и их сочетаний, а также умению координировать положение тела и конечностей в пространстве, действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, качественно. О высоком уровне развития координации движений у детей с ОПФР свидетельствует правильное выполнение детьми движений в предложенных им играх с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (ходьба при поддержке взрослого «змейкой», подползание под дуги по ограниченной поверхности, броски мячей одной, двумя руками в цель, двигающуюся мишень).
На развитие координации движений у детей влияет вестибулярный аппарат. Он начинает развиваться еще в материнской утробе, а окончательно формируется ближе к 12 – 15 годам, у детей с ОПФР несколько позже. Благодаря этому органу человек делает свои первые шаги, а при нарушении его функциональности наблюдается «пьяная походка» или невозможность самостоятельной ходьбы вообще.
Чтобы ускорить развитие вестибулярного аппарата, нужно выполнять новые, разнообразные действия: согласно возраста, физических возможностей, диагноза ребенка с ОПФР. Для этой цели применяют статические и динамические упражнения.
Если у ребенка развита координация, то он двигается ловко и уверенно, у него развиваются правильные движения и навыки: ползания, ходьбы, стойки на 2 ногах. Но не стоит надеяться на быстрый результат - это качество развивается на протяжении всей жизни ребенка с ОПФР, так как в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация – это не только согласованные движения тела, но и взаимодействие процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Это условие обязательно для слаженной работы нервной системы. По причине индивидуальных особенностей у детей с ОПФР очень нарушена координация.
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
С 2 до 3 лет двигательный опыт ребенка еще минимальный, у детей с ОПФР может вообще отсутствовать в силу особенностей и диагноза. В качестве упражнения можно использовать даже обычные стойки: сед на согнутых ногах с упором на выпрямленные руки, на четвереньках, на согнутых ногах без опоры на руки, стойка на «высоких коленях» с опорой и без, стойка на прямых ногах с опорой и без. Поэтому нужно начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их. Развитие равновесия и координации – это главные цели в раннем возрасте, а для детей с ОПФР особенно. Для этого ребенку обязательно выполнять упражнения не только со специалистом, но и в домашних условиях вместе с родителями. Тренировки лучше проводить на воздухе. При выполнении ребенком поставленной перед ним задачи, её можно усложнить – держать равновесие во время ходьбы, ползания по ограниченной поверхности (бревну или лавке), только не забывайте страховать малыша, чтобы избежать падения.
В 3 – 4 года научите малыша слезать с дивана, со стула. Объясните ему, что нужно спускать не 2 ноги, а сначала одну, а потом вторую. Предложите ребенку изучить все лесенки и сооружения на площадке, в зале ЛФК (обязательная страховка взрослого). При этом постоянно страхуйте его, пока он не начнет двигаться уверенно. Также рекомендуется ходить по массажной дорожке с препятствиями и без них, по мере возможности выполнять упражнения возле опоры (шведская стенка, поручень).
В 5 – 6 лет закрепляйте навыки ходьбы, ползания по скамейке, ограниченной поверхности или лесенке. Чтобы усложнить задачу, переложите малышу выполнить упражнения самостоятельно и т. д. При этом следите, чтобы спина ребенка была ровной, оттачивайте движения до совершенства.
Начиная с 7 лет, комбинируйте статические и динамические упражнения на гимнастических модулях различной высоты и конфигурации, фитболе, мяче «арахисе» способствует развитию координации движений за счет колебаний, вибрации мяча. Мячи помогают придать занятиям новизну, благодаря им создаются наиболее оптимальные условия для развития координации движений у детей с ОПФР. Например, ребенок во время ходьбы по модулю приседает и поворачивается кругом. Но не стоит увлекаться длительностью, так как ребенка это утомляет, поэтому стоит менять упражнения как можно чаще. Во время упражнений предложите ему резко развернуться или быстро попрыгать, в зависимости от возможностей ребенка с ОПФР он выполнит и эти упражнения.
При воспитании координационных способностей у детей с ОПФР решают многие задачи: по разностороннему и специально направленному развитию. В дошкольном возрасте решается первая группа задач и является базой для дальнейшего совершенствования двигательной деятельности. Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей.
Начиная с раннего возраста у детей с ОПФР необходимо развивать координационные способности на занятиях по ЛФК, и в повседневной двигательной деятельности детей, т. к. это способствует:
1. Значительно быстрей и на более высоком качественном уровне овладевать различными двигательными действиями, произвольно и рационально снижать напряжение мышц.
2. Постоянно пополнять свой двигательный опыт.
3. Приобретать умение экономно расходовать свои энергические способности в процессе двигательной деятельности.
4. Испытывать в психологическом отношении чувство радости и удовлетворение от освоения новых координационных движений.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения на координацию содержащие элементы новизны. Сложность упражнений можно изменять за счет изменений внешних условий (порядка расположения снарядов, их веса, высоты, изменение площади опоры и увеличение ее подвижности в упражнениях на равновесие, комбинируя двигательные навыки: ходьба с поддержкой и без, ловля предметов (двумя руками, одной рукой, выполнение упражнений по сигналу). Наиболее широкими и доступными средствами для воспитания координационных способностей у детей с ОПФР являются: общие подготовительные гимнастические упражнения динамического характера (упражнение без предметов и с мячами, палками, скакалками как простые, так и сложные; элементы массажа, пальчиковой гимнастики, упражнения на равновесие). Подвижные и спортивные игры согласно, возраста, и психофизических возможностей ребенка, способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность.
Литература:
1.Адаптивное физическое воспитание: учеб. Пособие/ С. Б. Нарзулаев. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.
2.Барков, В. А. педагогическое обеспечение коррекции детей с особенностями психофизического развития средствами адаптивной физической культуры / В. А. Барков// Научный журнал Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова. Серия № 15. Научно-педагогические проблемы физической культуры. Физическая культура и спорт / под ред. Г.А. Арзютова. – Киев: Изд. НПУ им. М.П. Драгоманова, 2011.
3. Барков, В. А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: учебн.-метод. пособие/ В. А. Барков, А. М. Полещук, Д. В. Тихон; под ред. В. А. Баркова. – Гродно: ГрГУ, 2003.